-

10 режиссеров с известным стилем

Когда мы думаем о собственном возлюбленном режиссере, то безизбежно вспоминаем его режиссерский стиль. Из чего он состоит? Что в нем «цепляет»?

Режиссеры, которые оставили в киноискусстве существенный след, прибегают к массе хитростей, чтоб сделать свои картины узнаваемыми, и просто чтоб лучшим образом донести свое видение — от выбора определенных цветовых политр и освещения до характерных операторских приемов, музыки, приемов экспрессии, и так далее.

10 режиссеров с узнаваемым стилем0

Именно благодаря всему этому в кино и возможно отчетливо проследить и узнать «почерк мастера», ведь он вовсе не ограничивается чисто визуальными приемами.

Дэвид Линч

Разбирать режиссерский стиль Дэвида Линча со всеми его загадками можно долго, если не бесконечно. Впрочем, если загадкам Линча и требуется универсальное объяснение, то это прежде всего постмодернизм и деконструкция. Как настоящий режиссер-постмодернист, Линч берет жанровые клише, всем известные сюжеты и стили, и делает из них нечто, противоположное устоявшимся мнениям и ожиданиям.

10 режиссеров с узнаваемым стилем1

Дэвид Линч и Наоми Уоттс на съемках фильма «Малхолланд Драйв»

Где-то Линч просто играет с как будто бы привычным содержанием, переливая его в совершенно новую форму. Так, «Синий бархат» — «вариация на тему» детективной интриги, «Твин Пикс» родился из наследия мыльных опер, «Шоссе в никуда» — из нуарных традиций, чья контрастная стилистика Линчу вообще близка.

Где-то он больше пародирует, как в «Диких сердцем» — здесь сложно сказать, отдавал ли Линч по-своему должное стилистике голливудских роуд-муви, или скорее «прошелся» по ней. Как авангардист, Линч со своим сюрреализмом обращается больше к зрительским эмоциям, или даже к подсознанию: картины Линча путают зрителя, а порой сильно смущают, но их и не нужно воспринимать рационально.

По мнению Линча, в кино идея главенствует над формой, и он всегда охотно признавал, что осознанно и намеренно пробует «самые сумасшедшие комбинации», чтобы каждый мог вынести из его картин что-то свое.

Квентин Тарантино

Знаменитые диалоги Тарантино — конечно же, не единственное, чем выделяется его стиль: технически и стилистически его фильмы всегда проработаны не меньше, чем с точки зрения сценария. Сегодня Квентина Тарантино называют одним из лучших мастеров современного кино, ведь в смысле техники ему и правда найдется мало равных.

10 режиссеров с узнаваемым стилем2

Квентин Тарантино и Брюс Уиллис на съемках фильма «Криминальное чтиво»

Хотя во многих отношениях Тарантино буквально единственный в своем роде — взять хотя бы те же неподражаемые диалоги. Он же — режиссер, который в своем творчестве совместил влияние гонконгского кино, японского кино, «фильмов категории B» и, конечно же, отсылки и оммажи, которые в его фильмах можно высматривать бесконечно, получив уникальный результат и армию преданных зрителей.

Тарантино часто использует динамичную съемку с движения, и в его картинах важная роль всегда отводится музыке (порой до такой степени, что некоторые фрагменты фильма напоминают клип). Еще поистине никто другой не умеет подавать сцены кровопролития так, как Тарантино с его утрированностью, обязательными «тоннами красной краски» и мастерской хореографией драк.

«Вишенкой на торте» у Тарантино служит его излюбленный и постоянно встречающийся у него прием «съемки из багажника» с камерой, направленной на героев снизу вверх.

Мартин Скорсезе

За 53 года своей режиссерской карьеры Мартин Скорсезе создал, с учетом первых короткометражных опытов, 66 картин. Один из самых плодовитых и прославленных за всю историю американских режиссеров охватил множество жанров (хотя особенно прославился своими гангстерскими лентами), а его фирменные приемы можно отследить еще начиная с самых первых его работ.

10 режиссеров с узнаваемым стилем3

Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо на съемках фильма «Остров проклятых»

Эмоциональный и экспрессивный Скорсезе любит использовать съемку с движения — как бы разворачивая перед зрителем масштабную картину, — или же замедленную съемку — в основном ради психологического эффекта.

Еще одна характерная деталь в фильмах Скорсезе — очень многочисленная и великолепно скоординированная массовка, в которой у каждого человека есть своя маленькая, но от этого не менее важная роль.

Музыка, которую Скорсезе использует в своих фильмах, тоже часто становится знаковой. Например, песня «Gimme Shelter» группы The Rolling Stones, которая звучала в «Славных парнях», «Казино» и «Отступниках» стала чем-то вроде «неофициального гимна мафии» в кино.

Уэс Андерсон

Если режиссер — Уэс Андерсон, создатель «Королевства полной луны» и «Отеля „Гранд Будапешт“», то об этом можно догадаться по первым же секундам трейлера. В фильмах Андерсона всегда есть что-то причудливое и немного фантастическое, а еще никто больше не прорабатывает «картинку» в каждой сцене настолько тщательно, как это умеет делать Андерсон.

10 режиссеров с узнаваемым стилем4

Уэс Андерсон на съемках мультфильма «Остров собак»

Он всегда придерживается тщательно продуманной цветовой гаммы, которая подбирается очень кропотливо, а в результате придает каждому кадру оттенок и художественности, и какой-то сказочности. Здесь продумывается все — от одежды персонажей до всего антуража, в самых подробных деталях.

Характерный Уэсу Андерсону стиль съемки — неподвижная камера и плоскостная симметричная композиция (главные объекты почти всегда в центре кадра). Говоря простыми словами, создается ощущение, что перед нами как будто бы не фильм, а картина. По этой же самой причине у режиссеров обычно принято избегать подобных приемов — они лишают кино «трехмерности».

Для Андерсона, напротив, это излюбленная «фишка», так же как и подчеркнутое использование типографики (надписи и их шрифты так и бросаются в глаза) и общий винтажный дух, преобладающий в его фильмах.

Зак Снайдер

Хотя своим творчеством Зак Снайдер себе заслужил как поклонников, так и критиков, он все равно остается одним из самых влиятельных режиссеров-визионеров современности. А подход Снайдера к жанру боевика практически разделил его историю на «до» и «после».

10 режиссеров с узнаваемым стилем5

Зак Снайдер, Бен Аффлек и Галь Гадот на съемках фильма «Лига справедливости»

Всякий, кто смотрел «300 спартанцев» или «Хранителей» знает, что Снайдер любит замедленную съемку, а еще технику speed ramping — то есть переходы от замедленной съемки к нормальной и затем к ускоренной. Это — фирменная техника Снайдера, которая изначально была отличительной чертой именно его фильмов, хотя теперь ее можно увидеть чуть ли не в каждом первом боевике.

Кроме того, «съев собаку» на экранизациях и адаптациях комиксов (от «300 спартанцев» и «Хранителей» до «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Лиги справедливости»), Снайдер выработал свой собственный подход к съемкам «боевиковых» сцен.

В отличие от большинства голливудских коллег, Снайдер предпочитает снимать такие сцены с некоторого расстояния, а не помещая камеру в самую гущу событий, таким образом делая акцент на хореографии и избавляя зрителя от частого вопроса «А что это сейчас было?».

Снайдеру частенько «прилетает» от критиков за «бездушную техничность» и преобладание формы над содержанием, но, с другой стороны, во-первых — почему бы и нет, ведь картинка получается превосходная, а во-вторых — кто еще так умеет?

Кристофер Нолан

В фильмах Кристофера Нолана все «не то, чем кажется», герои постоянно сталкиваются (и обычно справляются) с невозможными ситуациями, а режиссер гнет реальность на свое усмотрение. Фантастика по-нолановски — это немного «магический реализм».

10 режиссеров с узнаваемым стилем6

Кристофер Нолан, Леонардо ДиКаприо и Эллен Пейдж на съемках фильма «Начало»

Вообразите мир, который почти совсем как наш, но только в нем можно управлять снами («Начало»). Или в котором Николе Тесле удается создать полумагический прибор, с самыми поразительными последствиями («Престиж»). Или мир-предупреждение, в котором жизни на Земле грозит катастрофа, и ничего другого не остается, кроме как начинать искать для человечества новый дом где-то в глубинах космоса («Интерстеллар»).

Нолан в своей собственной манере возродил неонуар, причем сделал это, занявшись супергеройскими киноадаптациями и сняв трилогию «Темный рыцарь» (2005−2012) — хороший пример того, что секрет Нолана, вероятно, в том числе и в умении выжать максимум масштаба и размаха даже из не самого сложного сюжета. (Хотя в этом плане «Темного рыцаря» с его прямолинейностью для Нолана можно назвать исключением.)

Большую же часть времени Нолан погружен в свои «игры разума», которых все уже привыкли от него ожидать. Тем более что в его случае чем все сложнее — тем интереснее.

Дэвид Финчер

Дэвид Финчер начинал как клипмейкер, а сегодня он один из самых заметных деятелей современного неонуара. Приглушенные цвета, тени, всегда лаконичная стилистика — четко и симметрично выстроенные кадры, ничего лишнего, — а еще, конечно же, фирменная игра на зрительских нервах — верные приметы «финчеровщины».

10 режиссеров с узнаваемым стилем7

Дэвид Финчер, Брэд Питт и Эдвард Нортон на съемках фильма «Бойцовский клуб»

Если кто и умеет сделать «мрачно и красиво», так это Дэвид Финчер. Причем даже когда заходит на менее угрюмую и более романтическую территорию, как в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Финчер еще в начале карьеры отметился во франшизе «Чужого» («Чужой 3»), сразил всех триллером «Семь», после чего продолжил картинами «Игра» и экранизацией романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», которая сама по себе стала классикой.

Книжные триллеры — вообще то, мимо чего Финчер, как режиссер, явно не может пройти. Ему принадлежат киноадаптации «Девушка с татуировкой дракона» (2011) и «Исчезнувшая» — и та, и другая ни в чем не уступают своим первоисточникам.

В плане техничности и внимания к съемочному процессу Финчера иногда сравнивают с самим Стэнли Кубриком. Как и Кубрик, Финчер любит доводить свои творения до «немыслимого совершенства», порой работая над одним проектом не один год.

Тим Бертон

Тим Бертон — режиссер, которого не спутаешь ни с кем, даже вне зависимости от степени знакомства с его творчеством. Стиль Бертона, чуть ли не самого главного «выдумщика» Голливуда, давно ассоциируется с чем-то совершенно определенным — очень причудливым, мрачным, но по-своему красочным, странным, но изящным, и обычно не лишенным юмора — как правило, черного.

10 режиссеров с узнаваемым стилем8

 

Топ новости по темеЭкслюзивно
Настоятельно рекомендуем